Для тех, кто родился после эпохи "Роллинг Стоунз": Хили работал на крупнейших американских форматных проектах и, начиная с 1986-го, ежегодно получал по премии EMMY. Последняя - в 2009-м за American Idol .
- Это ваш третий день в Киеве. Где были? Что видели?
- Ничего, кроме дороги из гостиницы сюда или из гостиницы в студию. Я остановился в Radisson Blue.
- Почему решили приехать в Украину поучить наших специалистов?
- СТБ меня пригласил. Это обязанность. Я не боюсь передавать свои знания. Не переживаю, что кто-то овладеет ими и станет лучше меня. Мой опыт повторить невозможно. Я участвовал в более тысячи шоу, занимаюсь светом почти 35 лет.
- А в Америке вы кого-то обучаете?
- Нет. Я не учитель. Вообще, когда меня пригласил СТБ, я ответил отказом. Я не хотел стоять у доски перед студентами. Это оскорбительно для людей, которые уже работают в ТВ-индустрии. Я не хочу принимать образ того, кто знает больше их и считает себя лучше. Это неправильно. У меня больше опыта, но это не значит, что я знаю решение всех проблем, и что эти решения идеальны.
- Как вы вообще попали в эту индустрию?
- Когда мне было 12, я пел в школьном театре. Пошел на прослушивание в The Royal Shakespeare Company в Англии. Я им понравился, потому что у меня был хороший голос. Проработал там 6 месяцев. У меня были две партии в двух разных спектаклях.
Один из моментов, на которые я обратил внимание, работая там – это то, что актеры приезжали в театр на велосипедах, а работники сцены, техники - на «Ягуарах». Это убедило меня перейти из актеров на техническую сторону.
К тому же, у меня должен был сломаться голос. В 12 я не знал, что конкретно хочу делать, но понял, что быть актером не хочу. Собираясь поступать в колледж, я встретил парней, которые работали с британской рок-группой The Who. Мне хотелось податься на какой-то летний подзаработок, и они согласились взять меня.
В колледж я не вернулся – продолжал работать с ними. Закончилось это все тем, что я переехал в Америку. Дизайнер по свету, которого они наняли, по определенным причинам не смог поехать с ними, и меня взяли на его место. Мне сказали: ты же ничем не занят во время шоу, почему бы тебе не заняться светом? Два шоу в Нью-Джерси и семь вечеров в Медисон-Сквер-Гарден… Это великая возможность. У меня было две ночи, чтобы как-то научиться ладить со светом... Мы сделали-таки эти семь вечеров и продолжили тур по Америке. New York Times написали рецензию на шоу в Медисон-Сквер-Гарден, там были хорошие отзывы по поводу света. Так я стал дизайнером по свету.
- Все ваши знания вы получили сугубо из практики? Вы не заканчивали ни колледж, ни курсы?
- Нет. Я никогда не заканчивал университет. В Америку из Англии я переехал в 1980-м. Переезд был для меня захватывающим событием – мне было всего 22. Я принимал участие в туре Rolling Stones в 1981-м. Это было сумасшествием… В то же время стартовал американский канал MTV. Они снимали много концертов, меня это очень заинтересовало, и я перешел на телевидение.
- Как же все-таки свет и музыка связаны в телевизионных шоу?
- Очень связаны. От песен просыпаются чувства, от света просыпаются чувства. Используя правильный цвет и направление света, можно поддержать чувства исполнителя.
- Есть ли какой-то определенный цвет у чувства любви или счастья?
- Конечно. Если хочешь выразить любовь, то используешь красный. Но красный это еще и злость. Счастье - янтарного, желтого цвета. А холодные чувства голубые. Зеленый - это эксцентричность, причудливость.
"Любовь - это красный, счастье - желтый, холод - голубой"
Первая обязанность осветителя в телевидении – показать человека с наилучшей стороны.
- Сколько раз вам нужно прослушать песню, чтобы придумать для нее световой образ?
- Одного раза достаточно. Зачастую в телевизионных шоу используют довольно известные песни.
- Можно ли сделать с помощью света красивого человека уродливым и наоборот?
- Очень легко сделать, чтобы красивый человек выглядел уродливо. И намного сложнее сделать так, чтобы некрасивый человек выглядел красавцем. Свет, безусловно, помогает показать лучшие качества человека. Очень помогает скрыть возраст женщин, я знаю несколько трюков. Я не могу сделать, чтобы 40-летняя женщина выглядела на 20, но в моих силах сделать так, чтобы она выглядела максимально привлекательной.
- Вы уже три дня работаете с осветителями телеканала СТБ. Как можете оценить их уровень?
- Я не увидел никаких явных проблем. Они отличные профессионалы. Думаю, что обучение в Украине - на высшем уровне. У нас, например, нет таких курсов, как на СТБ, где люди могли бы чему-то научиться у старших коллег - только университет.
Что я услышал от сотрудников канала - и что также есть в Америке – это проблема нехватки времени. Время - деньги, и эта проблема может решиться только с помощью еще больших денег. В Америке денег больше, но и мы сталкиваемся с тем, что на репетиции отводится очень мало времени. Чем больше у тебя времени – тем больше возможности совершенствовать продукт.
Бюджеты ваших шоу намного ниже американских. Но эти цифры нужно сводить к определенному масштабу. У нас ТВ-программы больше, но и страна больше. Они рассчитаны на большую аудиторию.
У нас много денег на телевидение, но и огромное количество телеканалов – 200 штук. И распределенная по каналам, эта большая цифра уже не выглядит такой грандиозной.
У СТБ нет большого количества осветительной техники, но нельзя сказать, что ее недостаточно. Было бы хорошо, если бы появилась возможность выбирать.
- Чем вы три дня занимались на телеканале?
- Я смотрел «Танцы со звездами», ходил на «У Украины есть таланты», разговаривал с людьми, которые работают на этих шоу. Вчера у нас был такой себе семинар: я просматривал эфиры «Танцев» и мы вместе делали свет к композициям. Всем было интересно увидеть готовый номер в новом свете. Я просматривал шоу, которые выходят на СТБ, и комментировал освещение.
- А вы сами чему-то научились от студентов СТБ?
- Я понял, что у нас общие проблемы. Я пытался передать свое видение решения этих проблем и понять видение украинцев. Многие из них не соглашаются с моими убеждениями. Есть много путей, чтобы забраться на вершину. Я надеюсь, что я дал им пищу для размышления.
- У вас нашлись ответы на все их вопросы?
- Да!.. Возможно это не те ответы, которые они рассчитывали услышать.
Во время наших «лекций» студенты задавали так много вопросов. Видно, что они заинтересованы и горят своей работой. Это прекрасная программа для сотрудников СТБ, она достойна похвалы.
Кирон во время нашего разговора держался очень просто. Встреть я его на Троещине, никогда бы не подумала, что от этого человека зависит так много...