14 декабря 2012 г.

Три режима работы на СТБ: у каждого свои отношения с темпо-ритмом канала


Все мы знаем, какой у нас темпо-ритм. Высокий у нас темпо-ритм. Мы так живем, мы так работаем. Пиковые нагрузки сменяются спадами, эйфория - отчаянием, а стресс – глубоким удовлетворением.
В СТБ есть 3 режима работы: почасовой, посменный и ставка. И у каждого из них – свои преимущества и сложности, свои отношения с переработками и перенагрузками. Давайте посмотрим на каждый из них.
Почасовой режим
К почасовой работе/оплате относятся такие специальности, как операторы, осветители, звукорежиссеры на площадке, выездные гримеры. Люди получают от проектов запросы на работу, есть пиковые нагрузки, возможны командировки. Размыто понятие «рабочий день» или «рабочая неделя». Специалист частично может сам регулировать свою нагрузку: в какой-то период больше заработать, в какой-то – отдохнуть.
Говорит главный осветитель Владимир Шуфлат«Плюсы почасовой работы заключаются в том, что можно установить оплачиваемый минимум, а также выстроить равномерные промежутки времени работы (ведь, как мы знаем, рабочий день это не всегда позволяет сделать). При почасовой работе сотрудники больше мотивированы работать дольше, осознавая, что каждый их отработанный час будет оплачен. Таким образом, повышается эффективность работы по сравнению со стандартным графиком.
Почасовая работа позволяет равномерно освоить возможную неравномерную нагрузку в проектах. Благодаря почасовой работе, можно полностью учесть активную рабочую нагрузку в начале проекта, и ее спад в финале.
Трудностями такого режима являются расчет оплаты и контроль количества отработанных часов. СТБ регулярно подсчитывает месячный фонд рабочего времени, количество штатных или внештатных сотрудников и другие показатели. Чтобы рассчитать часовые ставки оплаты, необходимо провести ряд дополнительных расчетов, в данное время не применяемых большинством предприятий нашего экономического мира.
Также, с точки зрения работодателя, такой вид занятости требует строгого учета. Поэтому иногда приходится привлекать дополнительных людей, контролирующих такие виды работ».
Посменный режим
Второй существующий на СТБ режим работы/оплаты – посменный. Он относится к таким специальностям, как звукорежиссеры АЗМ, режиссеры монтажа, некоторые инженеры, сотрудники новостей и эфирной службы. В среднем у человека 15 смен в месяц длительностью по 12 часов каждая. Смены могут быть как день через день, так и неделя через неделю. Это не исключает возможности работать больше или работать на нескольких работах.
Говорит главный режиссер монтажа СТБ Евгений Щербань«Основной плюс посменной работы – возможность обеспечить непрерывность работы ночью и в праздники. Второе главное преимущество в том, что если работник чувствует в себе силы и желание подработать на соседнем проекте, то при посменной работе он может это сделать.
До недавнего времени у нас не существовало единой базы посменщиков, и это создавало определенные проблемы. Например, я работаю на проекте и хочу пригласить режиссера монтажа. Для этого мне нужно было прозвонить 150 режиссеров монтажа и попытаться согласовать наш график. Но потом мы совместно с отделом оптимизации бизнес-процессов создали систему, в которой легко посмотреть, когда доступен тот или иной специалист.
Возможные переработки при посменном режиме компенсируются, в первую очередь, рабочим временем: если ты в эту смену пересидел 2 часа, в следующую свою смену можешь прийти на 2 часа позже. Если переработка значительная, то она просто оплачивается, как еще одна смена».
Следующий режим работы – ставка, ежемесячная зарплата. В этом, самом традиционном режиме, работает большинство людей в большинстве компаний.
Но говоря о перенагрузках, людей на ставке нужно разделить на две группы: творческие специальности и организационные специальности.
Ставка. Творческие специальности
Творцы способны черпать из своего творческого начала бесконечную энергию созидания. Эмоционально вовлекаясь и отдаваясь своим экранным детищам, они более-менее легко переживают синусоиду нагрузок. «То густо, то пусто» выражается в бессонных ночах, когда накатывает проект, и в послаблении, когда накал отступает. 
Говорит Демьян Радзивилюк, главный копирайтер отдела внутреннего промо и киноанонсов, brand-voice телеканала: «Главный плюс работы на ставке – это стабильность, возможность полностью сосредоточиться на работе. Ты не отвлекаешься на поиск разовых работ, который отнимет немало времени. Есть возможность развиваться творчески и карьерно в любимой профессии. Семинары, мастер-классы… канал создает максимально благоприятную среду для такого роста. Есть возможность общаться с единомышленниками и перенимать у них опыт и знания. На фрилансе же ты предоставлен сам себе.
А минус – это несбалансированность в распределении задач. Так как это телевидение, то бывают периоды, особенно под старт нового сезона, когда нужно решать очень много творческих задач одновременно и «на вчера». В то время как на фрилансе, почасовой и посменной работе ты работаешь только над определенной, оговоренной заранее задачей (-ами).
Но даже это скорее плюс, со временем ты осваиваешь и такой интересный опыт и приобретаешь еще один полезный навык, решать задачи быстро, но при этом не менее творчески и качественно.
Я думаю, любой человек, который приходит работать на телеканал над определенными задачами и собирается получать за эти обязанности определенную сумму, должен четко понимать, что он обязан делать в рамках своего договора, а от чего он смело может отказаться или попросить за такую работу вполне законный бонус в виде премии или отгула. Мне кажется, что не все сотрудники до конца понимают свои обязанности и права. По моему мнению, очень важно при приеме на работу проводить с кандидатами ознакомительную беседу касательно не только корпоративной этики, но и их обязанностей и прав. Хотя, насколько мне известно, отдел HR сейчас проводит такие беседы с новичками. Мне кажется, что благодаря таким беседам, множества стрессовых ситуаций и конфликтов в любом подразделении, не только творческом, можно было бы легко избежать».
Последний рассматриваемый нами режим работы на канале – Ставка. Организационные специальности.
Этой категории сотрудников приходится тяжелее всего. Они должны работать в темпо-ритме и вовлеченности творческих сотрудников, но при этом «творческими маньяками» не являются.
Говорит Игорь Забродин, руководитель отдела кастинга форматных проектов: «Я считаю, что для нашей специализации этот режим оптимален. Мы не сидим с 9 до 18, а работаем тогда и столько, сколько нужно. Мы обслуживаем проекты, и нам приходится жить на работе, когда проект на пике, зато можно чуть позже прийти в офис, когда заказов от проектов не очень много, но такое случается нечасто (улыбается). По-другому, мне кажется, устроить нашу работу, учитывая ее специфику, и нельзя.
Минус в том, что ребята, несмотря на молодость и азарт, конечно, устают. Отправляем в отпуск, даже насильно».
Говорит Зинаида Терло, исполнительный продюсер ТО форматных проектов: «Большинство молодых ребят считают телевидение чем-то таинственным, импульсивным. Для них большая честь работать на телевидении. Все ожидают много интересных встреч и общений, у всех горят глаза. Но не все выдерживают те испытания и трудности, с которыми им приходится сталкиваться.
Когда мы работаем в командировках, где режим работы – с утра и до поздней ночи, – то, казалось бы, тут только до кровати доползти. А они, молодые девчонки и ребята, еще успевают на дискотеки сбегать. Удивляешься, откуда силы берутся.
Да, режим работы в пиковые периоды тяжелый. Это сон по 3-4 часа. Но у каждого есть внутренняя гордость за работу на проекте, о котором не стыдно говорить.
«Штатники на ставке» – это гарантированная заработная плата, это возможность учиться и развиваться. Кто хочет добиться в жизни чего-то, это хорошая школа. Когда есть команда, то любые проекты не страшны. Ну, кто выпадает из этой команды, на то у него свои причины».
Говорит Михаил Притула, и.о. директора департамента управления персоналом: «Да, мы знаем, что ритм работы сотрудников СТБ выше, чем средний ритм работы в стране. Иногда на собеседовании мы говорим кандидатам, что у нас «год за два» и оцениваем их способность выдерживать такой темпо-ритм. В этом есть свои минусы, но как ни странно и свои плюсы.
Минусы очевидны: мало времени на отдых, на личную жизнь, на здоровье, на восстановление физических и моральных сил.
А самый главный плюс, который могут извлечь люди из такого ритма – это ускоренное развитие. Коллеги на Западе за год делают 1 проект и могут вырасти в должности за 3-4 года, сделав несколько проектов. Мы же делаем обычно 2 проекта в год или 1, но по количеству эпизодов равный 2-3 проектам. Поэтому и сроки карьерного роста сокращаются до 1-2 лет. У нас ведь много примеров, когда сотрудник уже через год после прихода на СТБ получает повышение в должности.
Второй плюс ненормированного рабочего дня – его ненормированность. Понимаю, что темпы работы высокие, канал упразднил такое понятие как «график работы на канале», и вы всегда можете встретить сотрудников, которые идут на работу в 12:00. Для творческих людей это зачастую важно. Здесь никто не контролирует, когда ты пришел и когда уходишь, но ты должен успевать делать свою работу, и твой начальник должен знать, где ты и чем занят.
Еще одно проявление заботы канала: путевки на отдых со скидкой 70%. И новогодние «каникулы», чтобы эти путевки использовать. Отдых на хорошем горнолыжном курорте или на море длительностью 5-7 дней на двоих за 3000 грн (средняя цена отдыха) вы больше нигде не найдете.
Этот проект тоже появился, как способ частичной компенсации сотрудникам интенсивности работы.
И, наконец, мы поддерживаем сотрудников материально, когда они попадают в сложные жизненные ситуации.  На этом мы не планируем останавливаться».
Вот такие у нас есть особенности организации работы».